Владимир Гаманов. Краткая история Приморской краевой общественной организации «Федерация парусного спорта». Начало пути

Владимир Гаманов

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

ПРИМОРСКОЙ КРАЕВОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«ФЕДЕРАЦИЯ ПАРУСНОГО СПОРТА»

 

НАЧАЛО ПУТИ

 

 

1899 год. На берегу бухты Золотой Рог, недалеко от памятника Г.И. Невельскому, гражданин Владивостока Игонин построил клуб и причал для первых яхт, гребных лодок и теннисный корт. А в Амурском заливе, там, где была водная станция «Динамо», другой благотворитель – Камнацкий построил клуб для любителей плавания, яхтсменов и солярий с кабинками. Яхты могли швартоваться к деревянному пирсу, примыкающему к дощатому солярию, а ночью стояли в Семёновском ковше (ныне Спортгавань). Смотри подробнее: http://fesf.ru/our-history/#sthash.o7zY7wZ2.dpuf

1909 – 1910 годы – знаковые для Владивостокских яхтсменов. Обследование, проведенное летом 1910 года, показало, что на всей территории Приморской области, от Владивостока до Камчатки, был только один яхт-клуб – Владивостокский. В его составе на 1910 год насчитывалось 43 члена и 14 кандидатов, основная масса которых – сотрудники торговых домов «Кунст и Альберс», «И. Лангелитье», Добровольного Флота, пароходной компании «Бриннер и Кузнецов» и др. Клубу принадлежали 15 судов.

В 1908 г. появилось Владивостокское общество спорта, одной из задач которого было наведение порядка в спортивной жизни города, где доминировали конный спорт и футбол. Уже в 1909 г. газета «Океанский вестник» отмечала оживление деятельности яхт-клуба: «увеличилось количество русских яличников, а в праздничные дни на бухте Золотой Рог снует масса парусных яхт». Парусные состязания проходили по двум маршрутам: малому – по бухте Золотой Рог, и большому – в Амурском заливе. В гонках принимали участие не только суда яхт-клуба, но и Морского ведомства и частных владельцев. Малые гонки стартовали в 2 часа дня у мыса Чуркин и проходили в сопровождении парохода «Свирь», на котором размещалась публика. Большие гонки начинались в 9 час. утра и проходили по треугольнику, длиной 18 морских миль: Ларионовский маяк – мыс Песчаный – Первая Речка – Ларионовский маяк. Видимо, тогда на м. Ларионова (остров Елены) располагался маяк. Благодаря деятельности этого яхт-клуба во Владивостоке парусный спорт стал нормой жизни, а не только развлечением.

Однако, судя по немногочисленным информационным сообщениям в сохранившихся газетах и документам, парусный спорт все-таки не был широко развит. Владивостокцы больше внимания уделяли ипподрому, футболу и хоккею.

Советская власть развитию спорта уделяла огромное внимание. Решением ВЦИК РСФСР от 7 июня 1923 г. в стране повсеместно создаются Советы физической культуры. В 1925 г. принимается постановление ЦК РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры». И как это ни удивительно, парусный спорт занял в этих планах достойное место.

Естественно, что парусный спорт не был забыт и на Дальнем Востоке, однако документов от этого времени сохранилось очень мало. Руководил спортивной жизнью в регионе Дальневосточный краевой Совет физической культуры (ДВКСФК). Именно он принял разоренное гражданской войной спортивное имущество, в том числе водных станций и яхт-клубов. Известно, что одним из первых ему пришлось решать вопрос о передаче имущества яхт-клуба в Хабаровске, которое изначально попало в ведение деткомиссии и фактически распродавалось.

Осенью 1924 г. прошла первая Дальневосточная спартакиада в Хабаровске. Затем спортивные праздники стали ежегодными. Водные виды спорта на них занимали достойное место. Однако о парусном спорте в эту пору известно немного. Как пишет В.И. Андреев, он культивировался во Владивостоке, где было три-четыре десятка разнообразных швертботов. Наибольшей популярностью в те времена пользовались длительные спортивные переходы, например, переход на 4 ялах из Благовещенска во Владивосток (3600 миль).

Один из документов ДВКСФК от 15 ноября 1927 г. сообщает, что всем организациям были разосланы для руководства официальные правила проведения парусных соревнований. К сожалению, самих правил в архивном деле нет.

В 1930 г. во Владивостоке был открыт яхт-клуб на побережье Амурского залива на 19 км. Согласно календарю спортивных, учебных и массовых мероприятий на лето 1934 г. в СССР, была поставлена задача для Всесоюзного СФК провести учет -лучших мастеров (от 30 до 50 человек) по 23 видам спорта, в том числе парусному. Правда, самих спортивных состязаний по парусу в календаре нет. Постановлением СНК № 637 от 14 июля 1934 г. было разрешено израсходовать 200 тыс. рублей на строительство Владивостокской водной станции.

Накануне войны на водной станции Дома офицеров флота появились 4 швертбота «М-20» верфи ВЦСПС и килевые яхты «Л-60» и «Л-45». Соревнования проводились в основном городские, с общего старта. В 1948 г. была проведена первая парусная регата Дальнего Востока, в которой приняли участие спортсмены Владивостока, Иркутска, Хабаровска и КТОФ. Победителем стал спортсмен «Водника» Е. Жуков. Во второй половине 1940-х гг. несколько дальних переходов по Амурскому и Уссурийскому заливам совершили флотские спортсмены.

В начале 1950-х гг. любители парусного спорта городов Дальнего Востока начинают приобретать однотипные суда для проведения зональных соревнований. Появились яхт-клубы в Советской Гавани, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре. С 1952 г. начинают проводиться соревнования на первенство Приморского края. Главная помеха развитию и вливанию в общесоюзный спорт – удаленность. Появилась такая форма, как заочное участие во Всесоюзных парусных соревнованиях. В том же 1952 г. в них приняли участие 60 судов (вымпелов), которые соревновались на двух дистанциях: швертботы и ялы – 6 миль, яхты – 12 миль.

Судя по информации, опубликованной в журнале «Катера и яхты», и в 1960-е гг. дальневосточные яхтсмены были по-прежнему предоставлены сами себе. Участие во всесоюзных и региональных регатах, таких как Балтийская регата, для них было невозможным: яхты доставлять пароходами, самим лететь на самолетах. По этой причине на Всесоюзных соревнованиях участвуют киевляне, одесситы, прибалтийцы, ленинградцы, москвичи, но не дальневосточники. Однако выход был найден, регаты, в том числе и квалификационные мероприятия для получения званий мастеров, появились и здесь. Прежде всего, это Кубок залива Петра Великого. Ну, а дальше современная история яхтенного спорта.

 

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ПАРУСНОГО СПОРТА

 

Как следует из Устава, Общественная организация «Федерация парусного спорта Приморского края» сформирована в январе 2001 года и объединяет яхтсменов Приморского края по территориальному признаку, точнее, по принадлежности к тому или иному яхт-клубу. Однако объединение яхтсменов края под эгидой Краевого совета по физической культуре и спорту состоялось гораздо раньше, ещё в советское время. Основой были те же яхт-клубы. Рабочим органом Краевого совета являлась Федерация парусного спорта, исполнительным директором которой вплоть до 2005 года был Виталий Николаевич Тимофеев. Председателем Федерации более двадцати пяти лет (до 1972 г.) был Евгений Иванович Жуков, его сменил Генрих Васильевич Щёголев (до 2005 г.). К сожалению, документы по функционированию Федерации на каком-то этапе многочисленных переездов оказались утеряны, а первых председателей уже нет в живых. Отследить этапы развития, представить и оценить работу Федерации сегодня можно через описание жизнедеятельности яхт-клубов, которые занимались развитием парусного спорта в регионе под руководством Федерации. Многие из ранее значимых яхт-клубов ныне уже не существуют, но их вклад в развитие парусного спорта в Приморском крае неоценим и не может быть забыт.

По мнению многих умудрённых опытом Владивостокских яхтсменов, родоначальником парусного спорта в Приморском крае был Александр Георгиевич Романов, первый тренер по гребле и парусу, который сумел ещё в конце тридцатых годов прошлого столетия организовать на базе небольшого количества швертботов подготовку яхтсменов. Массовый опыт хождения под парусами все желающие получали в ДОСААФ, где и работал А. Романов, участвуя в гонках и походах на гребно-парусных ялах. Эту школу в своё время прошли Г. Щёголев, Е. Жуков, В. Тимофеев, В. Синица, Н. Воронков, В. Андреев, В. Уткин и многие другие замечательные яхтсмены, включая женщин. Там же были наплаву несколько «пожилых» швертботов, служивших материальной базой развития яхтенного спорта. Таким образом, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту можно считать первым значимым яхт-клубом на территории Владивостока в довоенные и послевоенные годы, хотя его статус не вполне соответствовал определению «яхт-клуб».

Также, через ялы, приобщались к яхтенному спорту учащиеся морских учебных заведений Владивостока. Для многих курсантов Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О. Макарова (ТОВВМУ) и Владивостокского высшего инженерного морского училища (ВВИМУ), ныне МГУ им. адм Г.И. Невельского, ялы послужили базой начальной яхтенной подготовки.

Из участников регат вышло немало толковых яхтсменов. К таким воспитанникам ДВВИМУ (правопреемник ВВИМУ) Е.И. Жуков относит Диму Панова, Валеру Семилетова, Женю Панкратова, Виктора Сороку, Женю Сафонова и Анатолия Штанько. Уникальный пример роста парусной квалификации показали Владимир Антонов (к сожалению, ныне покойный) и Юрий Саяпин. Владимир Алексеевич Антонов прошёл путь от члена экипажа яла в курсантские годы до капитана яхты «Восток», а в завершении карьеры стал капитаном парусного корабля «Надежда» и автором замечательной книги «Современные парусные суда. Устройство и управление». Этот труд является сегодня настольной книгой для тех, кто посвятил себя работе на парусных судах.

Ярким примером парусной карьеры служат достижения выпускника ТОВВМУ В.Д. Заковоротного, которого тоже не минула судьба заядлого буериста и рулевого шестивесельного яла. Сегодня Валерий Дмитриевич —  мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер России, почетный член Приморской краевой общественной организации «Федерация парусного спорта».

Большая группа яхтсменов в ту пору ходила на ялах, управляя ими на парусных участках регаты: Николай Клейман, Гарик Степанян, братья Рыбины, Сергей Анциферов, Виктор Фатьянов, Геннадий Чуев братья Пироговы – Евгений и Александр, Слава Ларионов, Сергей Сипотенко и Сергей Старостин. Александр Пирогов и сейчас занимается парусным спортом на «Конраде-25Р», а вот Евгений, к несчастью, уже в мире ином. Как и Валера Бесчастных, парусный рулевой призового яла и заядлый яхтсмен – «голандёр».

Особое место в совершенствовании парусного мастерства и развитии парусного спорта занимает буерный спорт, увлекавший многих любителей скоростных гонок под парусами на акватории Амурского залива. Этот вид парусного спорта зародился с постройки самодельных буеров где-то с 1936 года, как предполагает Е.И. Жуков, сам прекрасный в прошлом буерист. Постепенно промышленность наладила выпуск стандартных буеров типа «Монотип», «DN» и других. Во Владивостоке сформировалась группа яхтсменов – заядлых буеристов, которые принимали участие в чемпионатах СССР, международных гонках и занимали там высокие места. Как правило, буеристы представляли яхт-клубы «Водник» и «ТОФ».

Надо сказать, в это замечательное время вся береговая полоса от Семёновского ковша (Спортивной гавани) до мыса Бурного была занята множеством малочисленных спортивных обществ. В их числе: «Буревестник», «Авангард», «Металлург», «Пищевик», «Крылья Советов», «Угольщик», «Химик» и другие. В 1956 году малочисленные спортивные общества профсоюзов решением ВЦСПС преобразованы в единое профсоюзное Российское спортивное общество «Труд», в обслуживании которого находилось 16 отраслей промышленности, в том числе самые крупные коллективы физкультуры в Приморье: «Дальзавод», «Строитель», «Дальрыба», «Академия наук» и другие.

Позднее решением ВЦСПС они преобразованы в яхт-клуб с аналогичными названиями. Но первыми в организационном плане по созданию яхт-клуба в г. Владивостоке стали военные. Через парусный спорт, по мнению руководства вооружённых сил СССР, шла подготовка моряков к выполнению боевых задач флота. Примером тому служит исторический факт: на малых охотниках за подводными лодками во время второй мировой войны на Тихом океане устанавливалось парусное вооружение для уменьшения шумности боевого корабля при выслеживании подводной лодки.

Организоваться этой структуре было весьма просто: достаточно приказом назначить командира и потребовать выполнения поставленной задачи. Поэтому первым официальным яхт-клубом во Владивостоке в сороковые годы стала водная станция Дома офицеров флота (ДОФ), с 1950 года – яхт-клуб Тихоокеанского флота (ТОФ).

Начальником яхт-клуба практически с основания долгое время был Глеб Иосифович Гейн, который оставил о себе самые тёплые воспоминания у тех, кому приходилось с ним общаться. С любовью отзывается об этом замечательном человеке Ю.Г. Пивоваров в своей книге «Дыхание ветра в паруса» и многие другие ветераны парусного спорта, знавшие Г.И. Гейна по совместной деятельности. Яхт-клуб реально стал школой парусного мастерства, в которой приобщились к парусному спорту и получили навыки управления яхтой многие хорошо известные в яхтенных кругах спортсмены.

Увеличение количества яхт привело к росту мастерства яхтсменов. Сложнее и безкомпромисснее стала борьба на дистанции, что позволяло выявлять талантливых гонщиков для участия в соревнованиях всесоюзного уровня. На пьедесталы почёта взошли яхтсмены, прославлявшие Владивосток в гонках на выездах в Москве, Ленинграде, Таганроге, Туапсе и в других городах России.

Появились женские экипажи с отличным владением парусом, участвовавшие в гонках не только на олимпийской дистанции, но и в крейсерских гонках. Лидером в этом «девичнике» несомненно, была Т.В. Шункова, а в компании с ней Н. Курецова, А. Песочник, М. Прасол, Г. Жучкова и другие. Мужская когорта яхт-клуба того времени выглядит не менее солидно. Назову имена лишь некоторых воспитанников яхт-клуба: К.А. Егоров, Г.Р. Грейнер, Г.В. Щеголев, С. Клещевников, Г.М. Драгилев, В.Н. Тимофеев, В.Д. Заковоротный, В.Г. Роговец, И.М. Ермаков, В.И. Андреев, В.А. Вольтер, Ю.Г. Пивоваров, Е.Б. Хромченко, В. Мелентьев, В. Наровский, В. Баранов, Н. Смирнов, братья Немцевы, В. Бухонов, Л. Савицкий, Н. Клейман, А. Соколовский.  Все – отличные гонщики, выросшие в частых состязаниях и закалённые в самых разнообразных условиях погоды на широких просторах залива Пётр Великого. Каждый из названных яхтсменов достоин высших похвал и отдельного рассказа за большой вклад в парусную биографию Владивостока.

В наше время многих из перечисленных яхтсменов мы ассоциируем с другими клубами. Например, Г.В. Щёголев и В.Н. Тимофеев – яхт-клуб «Водник», В.Г. Роговец – яхт-клуб Дальневосточного научного центра (ДВНЦ). Это Дальневосточное отделение Академии наук России (ДВО РАН), но так, как написано, было в начале активного развития паруса в Приморье. Нет ничего удивительного, что со временем яхтсмены меняют свою принадлежность к тому или иному клубу. Дело житейское. Тем более что становление двух ведущих яхт-клубов Владивостока «ТОФ» и «Водник» проходило фактически в одно время. Поэтому жёстко разграничивать принадлежность яхтсменов к той или иной яхтенной базе не имеет смысла.

В период становления яхт клуба «Водник», в сороковых годах, яхт- клуб возглавлял Евгений Дмитриевич Якубенко. Затем со свойственной ему энергией за дело взялся Генрих Васильевич Щёголев, под руководством которого в пятидесятых годах прошла кардинальная реконструкция территории яхт-клуба. Появились волнолом, эллинг для хранения яхтенного имущества и офисное помещение. Однако акватория клуба была открыта ветрам северного и западного направлений, что не позволяло держать на воде килевые яхты. До строительства закрытой гавани дело так и не дошло.

Среди активных членов яхт-клуба много известных фамилий: В. Тимофеева, П. Васильченко, В. Синица, Н. Воронков, Ю. Николаев. Да и лидеры яхтенного спорта Приморского края Е.И. Жуков и Г.В. Щёголев всегда ассоциируются в нашей памяти как члены яхт-клуба «Водник».

Каждый из перечисленных яхтсменов славен серьёзным вкладом в развитие парусного спорта Приморского края. Например, Виталий Николаевич Тимофеев – мастер спорта СССР, Заслуженный тренер РФ, неоднократный победитель и призёр чемпионатов Приморского края, России и СССР. Павел Александрович Васильченко, мастер спорта – первый из российских яхтсменов принял участие в гонке Сидней – Хобарт (Австралия), был первым в гонке 1984 года «Белый парус мира» по Японскому морю, после чего японцы серьёзно задумались, что же противопоставить этим русским, чтобы их победить. Он и сегодня, не смотря на солидный возраст, активный участник всех парусных соревнований.

Немного позже «вышел в люди» яхт-клуб «Труд». Рудольф Гариевич Любаров, в ту пору заместитель председателя Краевого совета ДСО «Труд», отвечающий за развитие спорта в обществе, не мог без внимания оставить морские виды спорта. Да и сам он имел к тому времени первые разряды по парусу и народной гребле, был рулевым первого класса, имел опыт участия в различных местных и республиканских регатах.

На исторической странице Краевой федерации парусного спорта опубликованы воспоминания Р.Г. Любарова, относящиеся, в том числе, и к этому периоду. Далее выдержка из воспоминаний Рудольфа Гариевича.

«Одними из первых в обществе были созданы Краевые секции в гребле и парусном спорте, в состав которых вошли самые знаменитые спортсмены в гребле: чемпион РСФСР и СССР 1952 г. Юрий Константинович Шубин (в дальнейшем воспитанники Шубина добивались побед на всесоюзных, европейских и мировых первенствах); двое – Мария Шубина (золотая чемпионка по гребле Олимпиады 1960 г.) и Степан Ощепков (завоевал золото в гребле на Олимпиаде 1964 г.); Надежда и Григорий Левченко – чемпионы СССР и мира по гребле; Николай Уткин, Николай Лопачев, Гурий Сидоров – тренеры Школы олимпийского резерва.

В парусном спорте: Артур Осокин, Юрий Куич, Виталий и Татьяна Соломатовы, Геннадий Костюченко, Надежда Семенова, Геннадий Шептухин, Сергей Шин, Сергей Самолов, Валерий Бухонов, Василий Яреловец, Виктор Бевз, Владимир Анисимов, Гандер Будинов, Федор Тищенко, Владимир Корецкий, Петр Дакус, Анатолий Козырев, Анатолий Татаринов, Виктор Юсупов, Владимир Роговец, Геннадий Куликовский, Владимир Зубрий, Павел Кошара, Борис Крюковский, Александр Нацвин, Борис Соловейчик и многие другие.

Это тот актив, с которого началось развитие парусного и гребного спорта в «Труде».

В 1956 году спортивному обществу «Труд» была выделена территория на Северной Косе спортгавани, на которой, в свободное от работы время, активом гребцов и парусников была построена гребно-парусная база «Труд» с эллингом для хранения лодок, подсобными помещениями и слипами для спуска лодок и швертботов, а также обустроена территория для стоянки яхт.

За несколько лет было приобретено 6 яхт класса «Дракон», 3 яхты «Звёздник», 4 швертбота «Летучий голландец», 5 швертботов «Финн» и 3 швертбота «М», и в дальнейшем приобретались различные детские швертботы – всего около 65 единиц.

В зимнее время яхтсмены собирались в арендованном подвале на Тигровой, 20, отремонтированного своими силами, размеры которого позволяли оборудовать класс и мастерскую. Нашлись умельцы – это, прежде всего, Федор Иосифович Тищенко, директор гребно-парусной базы, Виктор Юсупов и другие яхтсмены, которые в этой мастерской по проектам построили первые несколько «Оптимистов» и «Кадетов». И, вообще, все яхтсмены от малышей до взрослых свои парусные лодки и яхты совершенствовали, ремонтировали, изготавливали дельные вещи, а порой и перестраивали самостоятельно, берегли их и от этого был и успех в регатах».

К старейшим клубам Владивостока можно отнести и яхт-клуб Владивостокской высшей мореходки (ныне МГУ им. адм. Г.И. Невельского). Своё последнее название «Навигатор» он получил уже в двадцать первом столетии, а до этого его название совпадало с названием вуза (ВВИМУ, ДВВИМУ, ДВГМА). И сегодня, хотя есть официальное название «Навигатор», в таблицах итоговых результатов парусных гонок в соответствующей строке часто пишут: «яхт-клуб МГУ им. адм. Г.И. Невельского».

Со дня основания до последнего времени лидером клуба был Евгений Иванович Жуков, личность легендарная во всех отношениях. Ему фактически принадлежит инициатива создания и развития водной станции мореходки, на базе которой выросли многие известные яхтсмены Советского Союза и России.

Первым исполнителем в развитии инфраструктуры станции был Николай Иванович Кондырев. Забота о яхтсменах в ту пору не являлась главной обязанностью начальника. Самым важным оборудованием были гребно-парусные ялы и катера, предназначенные для организации морской (шлюпочной) практики курсантов и спортивных мероприятий. Их число перевалило за пятьдесят, и все требовали внимания: ремонта корпусов, такелажа, парусов и вёсел.

Об этом человеке тепло отозвался Евгений Иванович Жуков в своей книге «Виват регата!»: «…он (Кондырев Н.И.) оставил добрый след в истории морского вуза, приложил много сил и старания, чтобы создать первую надёжную стоянку малого флота училища».

Штат водной станции тоже увеличивался. Появились дежурные матросы, капитан катера. Во всех воспоминаниях фигурирует столяр «дядя Федя». Мастер мог сделать любую деревянную деталь корпуса или другого оборудования. Особенно знаменит он был изготовлением распашных вёсел для ялов, которые выдавались победителям регат на вальковых вёслах. Таким образом, была сформирована целая группа ялов с распашными вёслами, выступавшая в регатах отдельно.

Среди матросов станции хочу отметить Алексея Шарикова. Уже не молодой человек, с богатым морским опытом, он был известен не только как флотский специалист, но и как рыбак, отличный рассказчик и любитель «принять на грудь». Именно ему принадлежит крылатая фраза того времени: «чтобы было всё путём, нужно принять семь капель». «Семькапельная процедура» на отходе яхт в море стала традицией, а сам Алексей получил гордый титул «граф Семькапельский».

Гребно-парусный флот для многих курсантов училища стал базой практической подготовки как будущих мореходов и основой яхтенного мастерства. Многим известны фамилии Г.М. Боголепова, Л.К. Лысенко, В.Б. Манна, первых «дальнобойщиков», проложивших яхтенные маршруты на Сахалин, Камчатку, за Полярный круг и на Командорские острова. Фамилии членов экипажей известны меньше, но и они вызывают глубокое уважение. Назову лишь немногих, с которым был знаком лично: М. Здоров, С. Ларионов, А. Медведев, А. Акулов, С. Монинец, В. Давлятшин, Л. Ким, В. Сигитов, Е. Панкратов, М. Узикаев, В. Кириёк, С. Колбек, С. Старостин, С. Сипотенко, Ф. Черных, Е. Сафонов, А. Штанько, О. Причкин, В. Попов. Здесь могут быть названы и многие другие, фамилии которых нужно разыскивать. Хорошо известен яхтсменам края Михаил Никитич Письменный, друг и сподвижник Е.И. Жукова, который и сегодня в строю действующих яхтсменов, не смотря на возраст.

Далее выдержки из книги В. Гаманова «Море, яхты, паруса».

«Первые гонки парусных яхт Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени адмирала Г.И. Невельского (ДВВИМУ) были организованы как внутриклубные соревнования, без претензий на городской, краевой или, упаси Боже, республиканский масштаб. И неудивительно: собственный флот училища насчитывал в ту пору лишь восемь вымпелов «ходячих» яхт. Кроме того, что яхтенный флот был малочисленным, он был и весьма разношёрстным. Килевые «Драконы» (три штуки) и «Фолькбот», а немного позднее – первая «иностранка» класса «Конрад-24», крейсерский швертбот Т-1. Вот и всё. Ещё два «мастодонта» – яхты класса Л-6 «Родина» и «Россия» – пребывали вне конкуренции, потому что летом уходили в дальние спортивные плавания и в нашей мышиной возне не участвовали.

Чтобы уровнять шансы экипажей на победу, гонки проводили с пересадкой. После каждой гонки мы менялись яхтами, и в итоге победителем становился экипаж, набравший больше очков в этом цикле. Простая и очень эффективная методика оценки гоночных качеств яхтсменов.

Такой масштаб гонок соответствовал степени развития водной станции как базы флота. Располагалась она в то время на берегу бухты Фёдорова и в первые годы своего существования не имела волнолома и береговых причалов. Корпуса двух старых торпедных катеров да дырявого плашкоута служили неким подобием причала, к которому в хорошую погоду можно подойти на временную стоянку. Всё открыто волне и ветрам от севера до юга. Только при юго-востоке и востоке там было спокойно. Поэтому килевые яхты училища базировались на станции «Водник», где были причалы и средства для подъёма яхт.

Позднее усилиями руководства училища, точнее сказать – Евгения Ивановича Жукова, активного парусника и гребца, а ещё начальника кафедры управления судном, в ведении которой находилась водная станция, появилось первое ограждение акватории в виде затопленного судна «Кузнецов». Но и его было мало, поэтому привели и затопили рядом теплоход «Ныврово», а потом «Нерча». Уже вышло что-то, похожее на закрытую гавань, хотя и напоминало залатанную, чем попало изгородь возле дома бабы Дуси в нашей деревне.

Обновили причал. За корпуса катеров, служившие для швартовки, взялись комсомольцы училища во главе с Женей Панкратовым – ныне капитаном дальнего плавания, заместителем руководителя судоходной компании по безопасности мореплавания. Задача стояла простая: заполнить корпуса грунтом, поскольку их металлические палубы прогнили окончательно – по ним было опасно ходить.

Грунт засыпали, а сверху покрыли листовой сталью. Получилось дёшево и надёжно. Кран с ручным приводом в носовой оконечности причала позволял поднимать и опускать плавсредства, а отреставрированная поверхность палубы – раскатывать их по причалу, обеспечивая сохранность спортивных яхт в период штормов и зимней стоянки.

Понятно, что акватория станции была далеко не безопасна в штормовую погоду. Однако штормы нас не пугали, ведь они когда-то заканчиваются, и море снова открыто для походов и гонок».

Кроме килевых яхт на водной станции появилось несколько швертботов. Для них наличие заградительных сооружений большой роли не играло, базировались они на берегу, и проблем с подъёмом и спуском у «шверботистов» никогда не возникало. Об этой стороне яхтенной жизни в те славные годы хорошо написал Сергей Анциферов на сайте яхт-клуба «Семь футов» в статье «О нас. Воспоминания голандёра»: «В 1967 году старейший яхтсмен Приморского края Евгений Иванович Жуков организовал юношескую парусную секцию при водной станции Дальневосточного высшего инженерного морского училища. Организационно эта секция замыкалась на яхт- клуб ДСО «Водник». Костяк секции (тогда нам было по 14 – 15 лет) – братья Рыбины, братья Пироговы и я – жил с Жуковым в одном доме. Зиму и весну мы занимались теорией в аудиториях училища. Жуков дал нам основы теории паруса, устройства  яхты и т.д. Практике нас учили первые наши тренеры Виталий Тимофеев и Евгений Воронков, который тогда гонялся на училищном «Звёзднике»».

Особый разговор о «дальнобойщиках» училища, благодаря энтузиазму которых приморские яхтсмены открыли для себя «терра инкогнита» северно-западного побережья акватории Тихого океана.

Первопроходцами здесь были: Г.М. Боголепов, В.Б. Манн и Л.К. Лысенко. Геннадий Михайлович Боголепов стал на Дальнем Востоке России, да и в СССР, первым яхтенным капитаном, с которого начались и развились дальние плавания яхт училища на Сахалин, Камчатку и другие заповедные места, освящённые открытиями наших великих первопроходцев: Г.И. Невельского, В. Беринга, Н. Бошняка и других.

Леонид Константинович Лысенко посвятил дальним плаваниям значительную часть своей яхтенной жизни. Итогом стала его книга «Сто тысяч миль по морям и судьбам», где подробно, с анализом исторических событий, происходивших в местах посещения, изложены все перипетии непростой яхтенной жизни.

«Участники плаваний прошли маршрутами Г.И. Невельского, провели физическое моделирование маршрутов Первой Камчатской экспедиции. В 1976 – 77 гг. яхты «Родина» (капитан Л.К. Лысенко) и «Россия» (капитан В.Б. Манн) прошли маршрутами Первой Камчатской экспедиции, завершив путешествие сооружением мемориального комплекса в честь моряков экспедиции Беринга в порту Провидения. Результаты проведенного моделирования позволили уточнить количество географических объектов, открытых в ходе экспедиции: от 28 известных ранее до 220.

В 1977 –79 гг. яхты «Восток» (Манн В.Б.) и «Чукотка» (Лысенко Л.К.) пошли по следам Второй Камчатской экспедиции, но в начале 1980-х гг. внешнеполитические проблемы помешали продолжению плаваний к берегам Америки».

Этот текст из материалов Натальи Троицкой, опубликованных на сайте Федерации парусного спорта Приморского края.

Ещё одно интересное плавание, посвящённое открытию Аляски экспедицией Витуса Беринга, состоялось в 1991 году. Вот как описал этот поход один из его участников, капитан яхты «Восток» Сергей Старостин:

«15.06.1991 эскадра приморских яхт выходит из Владивостока. В составе эскадры флагманская яхта «Светлана» (типа «Конрад-46», я/к ДВО АН СССР, капитан Кисараускас В.П., на борту яхты флагман похода В.Б. Манн), яхта «Блюз» (типа «Арктурус», я/к ДВО АН СССР, капитан В.Г. Роговец), яхта «Восток» (типа «Алькор», я/к ДВВИМУ им. Г.И. Невельского, капитан С.В. Старостин). Яхты проследовали Сангарским проливом в Тихий океан и взяли курс на Ситку.

26.07.1991 г. яхты прибыли в Ситку, где экипажи приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных 250 летней годовщине открытия Аляски русской экспедицией под командованием Витуса Беринга.

29.07.1991 г. эскадра вышла из Ситки и перешла в п. Джуно (столица штата Аляска).

05.08.1991 г. яхты вышли из Джуно и взяли курс на п. Сьюард куда прибыли 11.08.1991 г.

15.08.1991 г. яхты выходят во Владивосток. «Светлана» и «Блюз» следуют через Берингово море к побережью Камчатки, а затем через Курильские проливы выходят в Охотское море и далее в Японское. В первых числах октября они прибывают во Владивосток. Яхта «Восток» следует южнее Алеутской гряды, а затем берет курс на Сангарский пролив. 14.10.1991 г. в 200 милях от побережья Японии «Восток» попадает в тайфун «Орхидея». Яхта получила ряд повреждений, самым серьезным из которых была поломка руля (были оборваны крепления скега, и согнуло баллер пера руля). Под аварийным рулевым управлением Восток самостоятельно подошел к побережью Японии, где запросил помощи в буксировке. Японский костгард отбуксировал яхту в п. Кусиро. Учитывая то, что на ремонт потребуется достаточно много времени, было решено оставить яхту на зимовку в п. Кусиро.

В июле 1992 г. экипаж прибыл в Кусиро, произвел ремонт яхты и 4 августа 1992 г. «Восток» вернулся во Владивосток».

Плавание замечательно, прежде всего, тем, что в нём приняли участие яхты разных яхт-клубов, объединённые одной идеей – сохранить память о великих российских мореплавателях, кто «не жалея живота своего» совершал великие географические открытия, дабы присоединить к России новые территории. И не их вина, что бездарные правители того времени за гроши отдали богатейшие земли американским соединённым штатам.

Ещё одно плавание, посвящённое исторической дате – 200-летию со дня рождения Геннадия Ивановича Невельского совершили две яхты Морского государственного университета в 2013 году. По маршруту, связанному с памятными местами великого географического открытия Г.И. Невельского и его сподвижников, отправились яхты «Командор Беринг», капитан В. Гаманов, и «Отрада», капитан Л. Лысенко. Яхты достигли города Николаевска-на-Амуре, установили памятную доску на Петровской косе, месте первой зимовки экипажа транспорта «Байкал» и успешно вернулись во Владивосток, по пути следования посещая пункты захода экспедиции Г.И. Невельского и выполняя запланированную программу путешествия.

Теперь о гонках на Кубок адмирала Г.И. Невельского. Их первый старт был дан организаторами, то есть парусной секцией ДВВИМУ, в 1982 году. Регата начиналась как открытое лично-командное первенство училища. С годами соревнование выросло до городского, а затем и до краевого масштаба и сегодня весьма популярно у яхтсменов края.

Главный приз регаты – переходящий Кубок адмирала Г.И. Невельского, красивый по дизайну и исполнению, нарисован Фёдором Конюховым во время его плаваний на яхте «Чукотка» в экипаже Л.К. Лысенко и изготовлен опытно-экспериментальным предприятием при ДВВИМУ. За обладание Кубком и шли баталии на акватории залива Петра Великого среди яхт-клубов и парусных секций различных организаций.

Кубок побывал в руках яхтсменов команд «Водника», «Труда», «ТОФ» и «ДВВИМУ», пока не попал к постоянному хозяину. Нетрудно догадаться, что им стала парусная секция ДВВИМУ: мы выиграли три регаты подряд. Это официальная версия. На самом деле в последующих гонках командный приз не разыгрывался, поскольку сформировать команду из яхт разного класса для многих клубов в «лихие девяностые» стало невозможно, а некоторых клубов уже и не было. Кубок обрёл покой в музее МГУ имени адмирала Г.И. Невельского.

Ещё один центр парусного спорта – яхт-клуб ДВНЦ вырос в Спортивной гавани Владивостока в конце 60-х и начале 70-х годов прошлого века на месте яхт клуба «Труд» на косе Семеновского «ковша» как следствие развития академической науки на берегах Тихого океана. Учёные, оказывается, тоже любят море и парус.

На первом этапе руководство клубом осуществлял Анатолий Копытец. Его стараниями яхт-клуб обзавёлся яхтами различного класса, тем самым получил серьёзный задел к дальнейшему развитию. Руководители клуба менялись, и в честь одного из руководителей в период его становления, в ознаменование его заслуг в развитие паруса в Приморском крае, доктора физико-математических наук, профессора Ф.Г. Староса, одного из основателей «кремниевой долины» в Советском Союзе, была организована весьма популярная гонка «на Кубок Староса».

Яхтсмены этого клуба принимали участие в различных гонках, в том числе и за рубежом. Ходили в дальние походы, но известность у жителей Владивостока яхт-клуб приобрёл организацией детской парусной школы. Руководитель клуба Владимир Григорьевич Роговец поставил подготовку юных яхтсменов первоочередной задачей и неукоснительно проводил её в жизнь. О качестве этой подготовки говорит множество положительных отзывов уже взрослых яхтсменов, кто в своё время изучал основы парусного мастерства под руководством опытных тренеров яхт-клуба.

К сожалению, его развитию помешал конфликт с яхт-клубом «ТУРНИФ», возникшим на той же территории в Семёновском ковше. Уж больно соблазнительным и престижным было место в центре города.

Основателями клуба стали ведущие рыбодобывающие компании Дальнего Востока. Руководителем назначен Владимир Горюнов, который при активной поддержке Александра Татарченко занялся становлением структуры яхт-клуба. Скачком в его развитии послужила выставка яхт и катеров, организованная в 1987 году рыбаками (БТРФ) на территории Спортивной гавани под обязательства Спорткомитета СССР и краевого спортивного комитета предоставить клубу территорию с волноломом и акваторией в гавани. Сделка состоялась, и в этом же года на берегу появилось здание яхт-клуба. Понятно, что двум хозяевам нелегко уживаться в одной «берлоге», поэтому постоянно возникали конфликтные ситуации с яхт-клубом ДВНЦ, что в итоге привело к полному разрушению парусной составляющей обоих клубов. То, что осталось, стало называться яхт-клуб «БРИЗ», и сегодня всё это пространство занимают несколько катеров, хозяева которых в состоянии оплачивать очень серьёзную сумму за стоянку плавсредств.

Но всех спорщиков помирили лихие девяностые. Теперь они «в списках не значатся». Да и сама территория Семеновского ковша с прилегающей акваторией до сих пор остаётся объектом судебных разбирательств. Как бы состоявшееся решение о возврате городу этой муниципальной собственности не способствует решению проблемы развития парусного спорта, особенно детского.

Среди приморских любителей паруса нельзя не отметить яхтсменов г. Находки, активных участников всех парусных событий в крае и за его пределами. Основную информацию о яхтсменах Находки можно найти в книге «Окрылённые парусом», изданной в Находке по проекту и тексту Анны Тарабриной в 2016 году.

Книга начинается с повествования Леонида Бранта «Ты помнишь, как всё начиналось?» Статья повествует об этапах становления и развития парусной инфраструктуры «города у моря». Сам Леонид Абрамович – живая история паруса в Приморском крае. Прибыв в 1964 году из Одессы, другого «славного города у моря», молодой выпускник Одесского института морского флота серьёзно занялся развитием яхтенного спорта на базе Находкинского судоремонтного завода. Основой стали несколько списанных «Драконов» и швертботов, присланных друзьями из Владивостока. Завод смог их отремонтировать, и секция заработала. Более того, обжившись и сколотив группу активистов, Леонид Абрамович загорелся идеей постройки океанской яхты и реализовал идею в железе. В результате 7 июня 1967 года на воду сошла яхта с романтическим названием «Гренада», получившая в народе ласковое прозвище «коррозия».

Дальше – больше. Парусный флот в начале 1980-х годов стал активно пополняться новыми яхтами польского и российского производства. Яхтсмены получили возможность выходить в дальние страны и участвовать в различных гонках, в том числе зарубежных.

Выявилась группа активных «дальнобойщиков», которые обогнули Земной шар и совершили немало дальних походов в разные стороны света. Имена их хорошо известны яхтсменам не только нашего края. Виктор Языков, Виктор Бухальский, Василий Гусев, Леонид Борисов, Василий Баллан, Владимир Болтовский, Семён Хворостухин, Виктор Ходырев, Дмитрий Ходырев, Геннадий Чечурин, Валентин Завадников, Юрий Куликов, Фёдор Конюхов, Николай Гробов, Владимир Кондаков, Антон Николенко, Глеб Брант, Александр Попруга и другие, не менее толковые и известные в парусных кругах люди.

В начале семидесятых в Находке развивались два яхт-клуба: «Антарес» и «Бригантина», хозяином которых был торговый порт. «Бригантиной» изначально руководил Виктор Языков, но с его отъездом клуб угас, а «Антарес», наоборот, прибавил в росте и стал приличной базой для развития парусного спорта, в том числе детского. В начале восьмидесятых для формирования акватории клуба был вырыт котлован, образовалась уютная стоянка для яхт и катеров, правда, опять коммерческая.

Среди славных дел яхтсменов Находки «прорыв» советских яхт к берегам Японии в порты Отару и Майдзуру. Итогом общения с японцами стала гонка через Японское море под названием «Белый парус мира», в которой принимающей стороной от СССР была Находка. Гонка стартовала в 1981 году. В ней изначально участвовали только яхтсмены Находки и Японии, со временем она стала реально международной, участие в которой принимали также спортсмены Польши, Венгрии, Болгарии, США и Австралии. К сожалению, регата просуществовала только до 1988 года.

Ещё один крупный международный проект реализовали находкинцы в рамках международной парусной регаты, где на российских яхтах гонялись спортсмены Канады, России, США¸ Австралии, Новой Зеландии и Японии. Регата прошла на высоком уровне и оставила добрые впечатления у иностранных и российских участников.

Однако, как пишет Л.А. Брант, «Несмотря на завидную периодичность, с которой наша молодёжь побеждает на региональных и всероссийских соревнованиях, говорить о развитии парусного спорта в Находке, увы, не приходится. Скорее он переживает период упадка. Причин тому немало, в том числе нет массового развития детского яхтенного спорта. Давно не приобретались новые парусные суда с современным оснащением, <> яхты швартуются по разным причалам, где придётся. А для того, чтобы парусный спорт развивался, важно, чтобы они были вместе – имели единую базу». Но яхтсмены Находки уверены, что в городе будет прекрасный яхт-клуб и парусный спорт там никогда не умрёт.

Об этом мечтают любители парусного спорта во всём Приморском крае, хотя «лихие девяностые» не позволяли делать такие оптимистические заявления, уж больно разрушительными оказались эти годы для устоявшейся системы организации парусного спорта.

Для советской действительности яхта всегда была дорогим удовольствием. Поэтому занятия яхтингом – привилегия коллективного собственника. Таким являлись: военный флот, пароходства, судоремонтные заводы и, прежде всего, учебные заведения, готовившие моряков. Это была школа профессионального мастерства. Наверно, поэтому яхтинг находился под покровительством профсоюзов. Профсоюзы в соответствии с законами советского времени получали земельные и водные участки для спортивных сооружений бесплатно и бессрочно.

Ближайшими соседями яхтсменов Находки были: яхт-клуб завода «Звезда» в г. Большой Камень с аналогичным названием и яхт-клуб рыболовецкого колхоза «Приморец» (посёлок Подъяпольск) под названием «Барракуда». Эти «марины» расположены в Уссурийском заливе недалеко друг от друга.

Рождение клуба в Большом Камне, как всегда, началось с инициативы неравнодушных к парусу людей. Молодой специалист завода Геннадий Викторович Белоконь с группой единомышленников – В. А. Маслаковым, В. П. Никитиным, В. С. Романовым, В. В. Василенко, Д. Ф. Серманом, Андреем Галатюк и другими – занялся строительством яхт-клуба в бухте Андреева г. Большой Камень. Г.В. Белоконь выбивал средства, организовывал строителей, искал стройматериалы.

В 1984 году был выстроен домик сторожа, он же – раздевалка и помещение для хранения вооружения швертботов. Тогда же официально открыт яхт-клуб.

Первые лодки приобретены у яхт-клуба ТОФ, это были два «дракона» и фолькбот. В 1985-ом в яхт-клубе «Водник» куплены два катамарана, «Солинг», четыре «Оптимиста» и несколько «Кадетов» и был открыт набор детей в детскую секцию. С этого началась история рождения первого поколения яхтсменов г. Большой Камень.

В 2000-х для клуба наступили непростые времена. Завод не смог больше финансировать клуб, и он перешёл в ведение городской администрации. Однако чиновники сочли содержание клуба слишком затратным, и вскоре его вновь передали, теперь уже коммерческой организации. Бизнесменам детский спорт был чужд, они стали выживать детскую парусную секцию. Однако, благодаря Г. В. Белоконю, удалось найти понимание, и яхт-клуб снова набрал детей для занятий парусным спортом. В последние годы нынешняя администрация решила, не считаясь с мнением яхтсменов, отдать яхт-клуб МЧС, и снова пошли разговоры о выселении парусной секции. Пока решения этого вопроса нет.

В Подъяпольске «Барракуда» была зарегистрирована в 1987 году как собственность рыболовецкого колхоза «Приморец». Практически с основания яхт-клуб возглавил Юрий Владимирович Ефременко. Направление деятельности традиционное: развитие крейсерского и детского парусного спорта. Под эгидой этого клуба проходили парусные гонки, которые пользуются популярностью у яхтсменов – хорошую уху готовят рыбаки!

С развалом Советского Союза возникла проблема содержания яхт- клубов. Государство отдало всё на откуп тем, кто пожелал и дальше развивать яхтенный спорт, обременив их различными условиями официальной регистрации. Обновление флота и его содержание, проведение гонок стало персональной задачей яхтсменов. И сегодня нам остаётся только вспоминать те прекрасные времена, когда краевой спорткомитет брал на себя расходы по росту спортивного мастерства любителей паруса. Вот и рассыпались как карточные домики яхт-клубы, объединявшие в себе огромное количество любителей паруса, принося своими успехами заслуженную славу стране и Приморскому краю. Теперь это всё пошло с молотка. Яхты ушли к частным владельцам, территории проданы заинтересованным лицам, для которых возрождение парусного спорта не является первоочередной задачей.

Но парус вечен. Более того, девиз «Жизнь – это парус», который является официальным лозунгом яхт-клуба «Семь Футов» и его командора Михаила Ильича Ермакова, подвинул энтузиастов на активные действия по созданию новых клубных структур.

Первым в этом ряду, несомненно, стоит яхт-клуб «Семь Футов», который в 2000 году стал правопреемником легендарного в прошлом яхт-клуба объединения профсоюзов «Труд». Он располагается на берегу живописной бухты Федорова в Амурском заливе.

Клуб «Семь Футов» является самым большим на Дальнем Востоке России по численности. На данный момент он объединяет более 500 взрослых спортсменов и около 110-ти учащихся детской парусной школы. Парусный флот яхт-клуба насчитывает 150 швертботов, более 70 крейсерских яхт, половина из которых принимает активное участие в проводимых регатах.

Идея создания яхт-клуба принадлежит вице-президенту Всероссийской федерации парусного спорта, яхтенному капитану и мастеру спорта Михаилу Ермакову, который и стал командором клуба.

В создание клуба «вложились» и энтузиасты паруса, и те, кто видел в этом объекте вариант надёжного бизнеса. Не секрет, что содержание плавсредства – весьма затратная часть бюджета его счастливого обладателя. Поэтому уплата арендной платы за стояночное место является надёжным поступлением в фонд клуба.

Но это финансовая сторона вопроса. Что касается спортивной, то с момента основания яхт-клуба основной целью была и остаётся идея возрождения парусного спорта в Приморском крае.

Основной упор сделан на развитие детско-юношеского спорта, а также на организацию и проведение парусных соревнований в Приморском крае, участие в российских и международных регатах.

Детско-юношеская парусная школа основана в 2001 году. С её основания с детьми активно работают четыре тренера: Денис Гайдаенко, Дмитрий Самойленко, Михаил Уткин и Константин Пирожков. В распоряжении школы находится современная материально-техническая база. Благодаря высококвалифицированной подготовке воспитанники школы уверенно побеждают в большинстве городских и краевых соревнований, побеждали и занимали призовые места в международных регатах в Японии, Китае, Санкт Петербурге, Сочи и Москве. Финансовые затраты на проведение тренировочного процесса, закупку материальной части и выезды детско-юношеской сборной команды Приморского края на всероссийские и международные регаты берёт на себя благотворительный фонд развития парусного спорта «Паруса Детства». Благодаря спонсорской поддержке неравнодушных людей все эти мероприятия становятся возможными. Надо сказать, что и Департамент по физической культуре и спорту Приморского края не остаётся в стороне в вопросах финансирования парусных регат. Его поддержка весьма ощутима при проведении крупных соревнований.

Подрастающее поколение яхтсменов представляет достойную смену ветеранам. На всех гонках команда яхт-клуба отличается молодёжным составом, успешно конкурирующим с ветеранами. В парусном календаре Федерации парусного спорта Приморского края его большая часть обеспечивается яхт-клубом, да и побеждают чаще всего семифутовцы.

Сегодня трудно представить себе парусную жизнь России и Приморского края без этого клуба. «Семь Футов» – фактически ведущий яхт- клуб России, о котором знают не только у нас, но и за рубежом: в Китае, Японии, Южной Корее, Таиланде, Гонконге, Вьетнаме и других странах. И не только по прессе. Вымпел яхт-клуба известен парусной общественности многих стран по совместным стартам, где наши яхтсмены часто занимают лидирующие позиции. И немудрено. Ведь с развалом старой клубной системы лучшие яхтсмены нашли применение своим талантам именно в яхт-клубе «Семь Футов».

В перспективе, наряду с Чемпионатом России среди крейсерских яхт, который проводился на базе «Семи Футов» уже в тридцатый раз, яхт-клуб готов провести и серьёзные международные гонки с привлечением ведущих яхтсменов мира.

Надо сказать, рост благосостояния жителей Приморского края напрямую отражается на увеличении количества парусных яхт, которые ходят по многим морям и посещают разные страны. Неудивительно, что серьезно выросла и потребность в базах стоянки яхт и катеров частных владельцев плавсредств. Поэтому в состав Федерации парусного спорта Приморского края вошел целый ряд новых «марин», предоставляющих эти услуги. Вот краткий перечень этих клубов.

Яхт-клуб «Ветераны и юнги флота» Руководитель: Николай Николаевич Чубенко. Направления деятельности: дальние спортивные плавания; гонки флота; детский парусный спорт; буерный спорт. Местоположение: г. Владивосток, о. Русский, пос. Канал.

Яхт-клуб «Алые паруса», г. Владивосток, остров Русский, п. Подножье. Руководитель Вячеслав Иванович Трепалин.

Детско-юношеская общественная спортивная организация яхт-клуб «Риф». Руководитель: Борис Леонидович Никитин. Направления деятельности: крейсерский спорт, детский парусный спорт, олимпийские классы. Тренировочная база яхт-клуба находится на берегу б. Муравьиной рядом с детской базой отдыха «Юность». Имеется небольшой (25 м) пирс для швертботов с глубиной 1,2 м у оконечности. Помещение для теоретических занятий и офис находится в г. Артёме по адресу ул. Фрунзе, 40.

Есть ещё яхт-клуб «Славянка» в Славянском заливе в пос. Славянка. Клуб небольшой, но серьёзно занимается подрастающим поколением и имеет хорошие результаты в крейсерских гонках. Яхта «Факт» под управлением Сергея Иванова неоднократно была призёром и победителем регат.

На этом описание яхтенного сообщества Приморского края можно закончить. В целом, яхтенный спорт продолжает развиваться, несмотря на жизненные коллизии, и дай Бог нам и дальше быть успешными в интересном, красивом, благородном деле, для которого Приморскому краю и городу Владивостоку самой природой предоставлены поистине уникальные условия.

Уважаемые читатели! На этом «Исторический календарь» не закрывается. Да и как можно «закрыть» историю? Поэтому огромная просьба к читателям, фактическим творцам этой истории, дайте свою оценку публикации и пришлите на сайт «Федерации» замечания и предложения по описанию истории развития яхт-клубов. Кроме того, следующие главы «Исторического календаря» будут посвящены знаменательным событиям в истории парусной федерации и описанию жизненного пути выдающихся членов  организации. Поэтому Ваша информация будет весьма значимой.

 

Добавить комментарий

Крейсерские яхты

 

№ п/п

Дата проведения

Наименование соревнований

Класс яхт

Проводящая организация

Место

1

23, 30 мая; 6, 13,20, 27 июня; 4, 11, 18, 25 июля; 1,8, 15 августа

Кубок Владивостока (12 гонок по средам)

Конрад 25Р, Platu 25

Администрация г. Владивостока, ОО «ВГФПС»

Владивосток

2

12 июня

Паруса России

все классы крейсерских яхт, Platu 25

Администрация г. Владивостока, ОО «ВГФПС»

Владивосток

3

21 — 25 июня  

 

Традиционная 50-мильная гонка

все классы, Platu 25

ОО яхт-клуб «Семь Футов»

Владивосток

4

29 июня — 01 июля

Чемпионат г. Владивостока

все классы крейсерских яхт, Platu 25

Администрация г.Владивостока, ОО «ВГФПС»

Владивосток

5

05 — 09 июля

Чемпионат Приморского края

все классы, Platu 25

Департамент ФКиС ПК, ПКОО ФПС

Владивосток

6

19 – 23 июля

Кубок Семь футов

 

«Плату 25», крейсерские яхты все классы

ОО «Яхт-клуб «Семь футов»

Владивосток

7

27 – 29 июля  

Гонка в честь Дня ВМФ

все классы яхт

Находкинская ФПС

Находка

8

2 — 6 августа

Кубок Адмирала Г.И. Невельского

Крейсерские яхты все классы, Platu 25

МГУ им. Г.И. Невельского, ОО Яхт-клуб «Навигатор»

Владивосток

9

10 — 12 августа

Кубок Русского острова

Крейсерские яхты все классы

яхт-клуб «Ветераны и юнги флота»

Владивосток

10

23 августа –3 сентября

Кубок залива Петра Великого — 2015 — Чемпионат России

все классы крейсерских яхт, Конрад 25Р

Департамент ФКиСПК, ПКОО ФПС, ВФПС, МГУ, НФПС, ОО Яхт-клубы «Семь футов», «Навигатор»

Акватория залива Петра Великого

 11  11 сентября  Дальневосточная регата парусников  крейсерские яхты, все классы    Владивосток

12

12 — 13 сентября

Регата ВЭФ — Кубок «Плату 25»

«Плату 25»

 ДФКиС Приморского края, ПКОО ФПС

 Владивосток, б.Аякс

13

19 — 23 сентября

Национальная парусная Лига. Высший дивизион, 5-й этап

«Плату 25»

ВФПС, НПЛ

Владивосток

14

28 — 30 сентября

Кубок юнг — Осенний лист

 «Конрад 25Р»

ОО яхт-клуб «Семь Футов»

Владивосток

           

16

5 — 7 октября    

Кубок Ветеранов 2017

крейсерские яхты все классы, «Плату 25»

ОО Яхт-клуб «Семь футов»

Владивосток

17

13 -14  октября

Кубок Realman

Конрад 25Р

ОО яхт-клуб «Семь футов», компания Realman

Владивосток

×
Юноши

№ п/п

Дата проведения

Наименование соревнований

Класс яхт

Проводящая организация

Место

 1

18 — 20 мая

Паруса нашей Надежды

Q, С, Лр, Л4.7, 420

Управление ФКиС г.Владивостока

Владивосток

2

12 июня

Паруса России

Q, С, Лр, Л4.7, 420

ПКОО ФПС

Владивосток

3

11 — 16 июня

Кубок залива Петра Великого

Q

Департамент ФКиС ПК, ПКОО ФПС

Владивосток

4

2 — 4 июля

День города Владивостока

Q, С, Лр, Л4.7, 420

УФКиС администрации г.Владивостока

Владивосток

5

9 -14 июля

Первенство Приморского края

Q, C, ЛзР, Лз4.7, 420

ДФКиС Приморского края, ПКОО ФПС

Владивосток

6

15 — 21 июля

Юношеский Кубок «Семь футов»

Q, С, Лр, Л4.7, 420

ОО яхт-клуб «Семь футов»

Владивосток

7

6 — 11 августа

Открытое Первенство ДВФО «Дальневосточная регата»

Q, С, Лр, Л4.7, 420

Департамент ФКиС ПК, ПКОО ФПС

Владивосток

8

15 — 18 августа

Кубок яхт-клуба «Алые паруса» о.Русский в честь героя-разведчика-тихоокеанца Леонова

Q

Яхт-клуб «Алые паруса»

о.Русский, б.Новик

9

9 — 13 сентября 

Детская парусная регата в рамках Дальневосточной регаты парусников 

   

 Владивосток

10

21-23 сентября

Кубок юнг — Осенний лист

Конрад 25Р

Управление ФКиС г.Владивостока, ОО яхт-клуб «Семь футов»

Владивосток

11

28 — 30 сентября

Закрытие сезона г. Владивостока

Q, С, Лр, Л4.7, 420

Управление ФКиС г.Владивостока

Владивосток

×
Буерный спорт

№ п/п

Дата проведения

Наименование соревнований

Класс яхт

Проводящая организация

Место

1

26 — 28 января

Открытие сезона-Кубок Семь футов

DN,OL

ОО яхт-клуб «Семь футов»

Владивосток

2

2 — 4 февраля

Чемпионат Приморского края по буерному спорту; Первенство Приморского края по буерному спорту

DN,OL

   

3

23 — 25 февраля

Кубок класса DN

DN, OL

   

4

2 — 4 марта

Закрытие сезона

DN, OL

   
×
Кайтсерфинг/Виндсерфинг

 

№ п/п

Дата проведения

Наименование соревнований

Класс яхт

Проводящая организация

Место

1

12 -13 мая

I-ый этап Открытого Чемпионата Приморского края по виндсерфингу в дисциплине «Слалом»

 

ОО ФВиК ПК

г.Владивосток, ст.Седанка

26 — 27 мая

2-ой этап открытого Чемпионата Приморского края по виндсерфингу в дисциплине «Слалом»

 

ОО ФВиК ПК

г. Владивосток, о.Русский, б.Ахлёстышева

3

2 — 3 июня

Открытый чемпионат Приморского края по виндсерфингу и кайтбордингу в дисциплине «Марафон»

 

УФКиС ПК, ОО ФВиК ПК

г.Владивосток, Уссурийский залив, б.Муравьиная

4

22 — 23 сентября

3-ий этап открытого Чемпионата Приморского края по виндсерфингу в дисциплине «Слалом»

 

ОО ФВиК ПК

г.Владивосток, Уссурийский залив, б.Муравьиная

 5     3 — 4 июня  Открытый чемпионат Приморского края по виндсерфингу и кайтбордингу в дисциплине «Марафон»    УФКиС ПК, ОО ФВиК ПК  г.Владивосток, Уссурийский залив, б.Муравьиная
23 — 24 сентября 3-ий этап открытого Чемпионата Приморского края по виндсерфингу в дисциплине «Слалом»   ОО ФВиК ПК г.Владивосток, Уссурийский залив, мыс Кунгасный
7 14 — 15 октября Открытый мастер-класс по САП-серфингу в дисциплине «Курс-рейс»   ОО ФВиК ПК г. Владивосток, о.Русский, б.Ахлёстышева
×