Как я попала в парусный спорт.
Давным – давно училась я в школе №76. А рядом со школой жил наш будущий тренер по парусному спорту Тищенко Федор Иосифович. А так как спортивные общества были заинтересованы в притоке молодежи, то стали набирать в учебных заведениях. Особенная заинтересованность была в женских командах, при отсутствии которых с команды снимались баллы.Соревнования все были лично-командные.
Дело было добровольное и добровольцев нашлось человек 15, при этом процентов 90 представления не имели что это такое «парусный спорт».
Так же попозже пришли, в основном, мальчики со школ 28;18; и 26
По приходу на базу, которая тогда называлась «Гребно-парусная база ДСО «Труд» и находилась в северной части спортивной гавани, на месте которой впоследствии выстроили я/к ДВНЦ РАН, нас распределили по швертботам.
А швертботы все были деревянные. А были школьные, весенние каникулы, а суда необходимо было готовить к весенним соревнованиям.
И наше обучение парусному спорту началось с очистки судов от краски, ошкуривания, шпаклевки и окрашивания. То есть с подготовки материальной части, той которую нам можно было поручить.
Кому-то это сразу не понравилось, кому-то не понравилась дисциплина, которую нам установили. А кто-то вообще не понял что это за спорт, где нужно так много работать.
Результатом в течении лета был отсев и из нашей школы — осталось всего 4 человека: Мельничук Александр; Ясинская Людмила (Павлова); Самолов Сергей Петрович и я – Саломатова Т.Г.(бывшая Козлова).
Аналогичный процесс произошел и с добровольцами других школ.
Коллектив на базе конечно был не простой, люди все были очень разные. разные по возрасту, служебному статусу, но при этом довольно-таки дружный. Дружно участвовали во всех соревнованиях, вместе ходили в походы. Со своим тренером обошли все реки по побережью Амурского залива, все острова. Ну а м.Песчаный был у нас «маршрут выходного дня».
Это в общем то обо всем и обо всех понемножку.
Непосредственное обучение хождению под парусом.
Как я уже говорила, что тренером на общественных началах у нас был Тищенко Ф.И., который для нас был и мамкой и нянькой, который за нами не только на воде смотрел, но и на берегу наставлял нас, и если надо было, то и к родителям ходил.
Распределили нас по лодкам в подчинении рулевых, которые уже имели опыт и не первый год занимались парусом.
Меня лично определили в подчинение Старыгина Юрия на М 541(витовка).
Обучение на швертботе занимало 2 года и включало в себя знание постановки парусов, управление парусами, умение подготовки лодки к гонке и в случае аварийной ситуации уметь принять правильное решение по жизнеобеспечению лодки и главное экипажа. И если ты был рулевым, то как истинный капитан ты уже нес ответственность непосредственно за всё и всех. Нас этому учили с первых дней наших занятий.
Когда меня определили в рулевые и дали мне команду в 5 человек, то за все проделки экипажа спрашивали с меня и наказывали меня. А наказание было по тем временам очень суровое. Учесть, что лето у нас короткое, то 3-7 дней просидеть на берегу без права выхода в море было ужасным наказанием.
Наши первые шаги.
Как ранее я писала, что девочек брали в основном для «галочки», так как при участии в любых первенствах по гоночной инструкции в определенных классах необходимо было выставить определенное количество женских экипажей, иначе снимали с команды баллы. Соревнования то все были лично-командные.
Не смотря на 2-х летнее обучение рулевых в 1961 году в силу сложившихся обстоятельств тренерский совет счел нужным выставить недоученного рулевого в моем лице на городские соревнования.
Самая первая гонка кончилась тем, что судейская коллегия не дождавшись последней лодки на финише, так как надо было ждать еще не менее 30 минут, подошла к нам со словами –«девочки идите домой, мы вас уже приняли на финише». Естественно место у нас было «первое» только с другой стороны. Но команда ДСО Труд не пострадала.
В те времена клубов было мало. Это был СК ТОФ с великолепной мат.частью, которая к ним поступала в основном по разнарядке. Это «Водник», который был немного «богаче» нас — ДСО «Труд» , которому лодки покупались довольно таки редко и на соревнования на запад отправляли с трудом.
Во всех обществах в те времена были маститые великолепные гонщики, на которых мы молодежь смотрела с открытым ртом и ловили каждое слово. Это -Нисковский Ю., Егоров, Баранов, Клещевников, Любаров Р., Куич, Андреев, Шункова Т, семейство Прассол и многие другие товарищи.
Но время шло, подрастала молодежь 1960г. и с 1963г. воспитанники Труда стали поджимать другие общества и все молодежные соревнования в городе в основном были за Трудом.
Росли и мы. В 1963г. тренерский совет ДСО Труд решил послать в Москву на первенство профсоюзов ВЦПС команду гонщиков. Команда состояла:
«Финн» -рул. Серобаба В., «М» –рул. Бухонов В., и жен. Экипаж «М» – рул. Козлова Т. Представитель команды – Тищенко Ф.И.
Так как с деньгами в обществе было сложно, то нас до Москвы отправили поездом. Семь дней до Москвы поездом и в общем вагоне – это «сказка», это отдельный разговор.
Наш звездный день.
Приехали в Москву и поселились в гостинице ВДНХ и дней на 10 про нас благополучно забывают. В те дни на Клязьме проходило первенство г. Москвы и москвичам было не до каких- то гонок ВЦПС.
Во время вынужденного простоя у нас никто не терял время. Мы обошли весь центр Москвы, сходили в только что открывшийся кинотеатр «Россия» на «Оптимистическую трагедию» — новый фильм. Обошли всю выставку ВДНХ со всеми павильонами. Посмотрели столько -насколько хватило собственных денег, которых у нас было ну очень мало.
После окончания Московских городских соревнований организаторы взялись и за наш ВЦПС. А так как время гоночное прошло и осталось мало дней, то 10 гонок провели в один день, что для неокрепшего организма психологически было очень плохо.
По прибытии на водную станцию «Водники» в я/к «Спартак» наш девичий экипаж сразу обозвали «детским садом» глядя на наши детские с большими бантами, но обманчивые лица.
Гонки были с пересадками, швертботы были все не лучшего качества, но при всем при этом мы были все в одинаковых условиях.
После 2-ой гонки наш статус поднялся до уровня «школьниц», после 6-ой нас подловили и привесили «баранку», которую при подведении итогов не выкинули из подсчета очков и в результате у нас на ВЦПС было всего 2-е место, а могло быть 1-е. Но однако боги распорядились по своему. Если учесть, что девочки остальных команд были все гораздо старше нас, а мы молодые девчонки 1-ый раз выехали на такие крупные соревнования, то приехали мы уже «Звездами», при этом наши мальчики выступили без призовых мест.
Ой! И как же мы зазвездили! Все сразу с нами задружили, нас стали везде приглашать и лодку нам дали новенькую «М»- сороку. После этих соревнований нас стали принимать и в остальных клубах серьезно. Но гонятся на тех судах, особенно в сильные ветра, было очень даже не просто. Лебедок никаких не было и все работы с о шкотами и фалами проходили посредством перетяжки через спину и с применением массы тела. Отсюда спины все были в полоску, а руки после гонок с трудом разгибались. Масса тела в моей команде на тот момент была не более 50 кг на человека. Я была самая толстая -55 кг.
Но гонялись мы в то время особенно в нормальный ветер ну очень даже неплохо. Ну, а когда зашкаливало, то тут уже шла борьба со стихией за выживаемость.
Новый период при спорте.
Но время шло, команда распалась. Кто ушел, а кто замуж вышел и детей завел. Так немножко отошли от гонок. Но друг с другом мы все общались и всегда были в курсе всех событий. И что — то скучно так стало нам однажды, и решили мы снова попросить лодку.Тищенко Ф.И уже будучи официальным директором ДСО «Труд» выделил нам дракон в не совсем потребном виде и сказал: сделаете, будете ходить.Естественно, мы его сделали и так 10 лет: делали и ходили. А в 1984 году получили Капеллу-П под названием «Арго». Вот так на ней и ходим по сегодняшний день.
Участие в гонках женским экипажам как то уже не было обязательным, но лодку отрабатывать все равно надо было. И нас начали привлекать на участие в судейской коллегии от «Труда». Судий на тот момент катастрофически не хватало.
Под чутким руководством судей республиканской категории Драгилева Георгия Моисеевича и Водопьянова Инокентия Владимировича, с участием Шунковой Татьяны Васильевны и мы от «Труда: Алла Леонидовна Чуманихина, Семенова Надежда Николаевна и я — Саломатова Т.Г. с нашей обновленной женской командой обеспечивали работу судейской коллегии.
Г-н Драгилев Г.М. был настоящим парусным фанатом. Был одним из ведущих гонщиков КТОФ и со временем плавно перешел на судейство парусных соревнований. Получил звание судьи Республиканской категории, участвовал в судействе не только местных, но и в крупных соревнованиях России. В 1980 году Драгилев принимал участие в судействе Олимпийских игр в г. Таллине.
В те времена в России все начало потихоньку разваливаться, в том числе и парусный спорт. Отсутствовала материально — техническая база при клубах, т.е не было катеров, флагов, знаков ограждающих дистанцию.
С 1985 г. в г.Находке проводился «Белый парус» как международный парусный фестиваль Тихоокеанского региона с участием Японии, Кореи и других стран.
Вместе с Чуманихиной А.Л., под чутким руководством Водопьянова И.В., мы принимали участие в «Белом парусе» в 1986-1987 г.
Как впервые мы ходили по морю в Японию
В 1993 г. для участия в гонках Владивосток- Майдзуру создали женский экипаж: Шкипер + 3члена экипажа –японки; 1- австралийка и 5-русские дамы. Яхта японская. Владелец-спонсор японец(врач).
На теплоходе прибыли в Ниигату, дальше поездом в Цуругу и затем автобусом в Майдзуру. Встретили нас хорошо, выделили комнату со всеми удобствами и на следующий день начались тренировки. По тем временам яхта была уже начинена электроникой сверху до низу. Для нас многое на той яхте было в новинку. И нам всем пришлось заново изучать: показание электронных приборов, постановку парусов, запоминать кучу разноцветных веревок. А перед этим еще и готовить мат.часть лодки для выхода в море, т.к. она не была готова.
При большой жаре и повышенной влажности мы осваивали лодку в течении 3-х дней. Три дня нас гоняли по акватории от 3-х до 5-ти часов.
По готовности наш авантюрный экипаж отправился во Владивосток и через 4- дня были дома.
Яхта LоveaLuck , без единой поломки прошла совместным экипажем через японское море.
На три дня в городе японских девушек поселили в в гостинице, показали город, поводили по гостям и все были уже готовы к гонке, но дул сильный северный ветер и старт все откладывали.
Наконец-то дали старт и все кроме нас пошли на Майдзуру. При попутном старте при повороте фордевинд грот заворачивает «жуткую» восьмерку вокруг верхних краспиц и мы зависаем минимум на 30 мин. Шкипер никого не слушает, дергает при попутном ветре шкоты, пока случайно порыв ветра совершенно с другой стороны не развернул парус. И мы стали догонять яхтенную армаду. А все уже проходили о. Русский. И умная яхта при хорошем ветре в Амурском проливе догоняет и весело обгоняет все яхты. Без приключений прибыли первыми в Японию и потеряли на финише 4 часа. Из за отсутствия шкипером умения управлять яхтой при слабом ветре мы потеряли 1-е место, которое при пересчете с учетом гоночного балла было отдано Бранту (Находка). Три раза отбирала у шкипера руль, выводила яхту, но она все равно ставила ее в без ходовое состояние
На следующий день была внутренняя короткая гонка при очень слабом ветре, большом течении и очень большом количестве гоночных яхт. Пришлось опять отобрать у шкипера руль и при помощи наших девочек (Саша Иванова, Вика, Ирина и Алла Алексеева ) и тихо взять старт .Из большого количества яхт старт взяло всего 8, в том числе и мы.
Во время этих гонок я сделала вывод, что японские девочки очень хорошие матросы, они могут раз пять сбегать на мачту(правда не всегда оправдано), раз 10 по науке поменять паруса, теряя при этом время и много еще чего они умеют делать. Но они не умеют шевелить мозгами и как я говорю «включить соображаловку». А без неё родимой в парусе делать нечего.
Самое главное в этой совместной гонке было то, что у нас с ними не получилось каких- то доброжелательных отношений.
Впоследствии я много ходила в разно возрастных и разнополых экипажах но мы всегда находили общий язык. Кстати с австралийкой были нормальные отношения.
Бывали мы в Америке, сидели на мели.
В конце 1994 года в Крайспортсоюз пришла разнарядка на участие в парусных гонках паралимпийских игр в Америке в 1995 году с привлечением детей с 10% отклонением психики. Так как с наших краев никогда и никого не привлекли, а эти игры были прирегативой г. Москвы и прилегающих областей и понимая, что за 3 зимних месяца инвалида невозможно научить парусному спорту, то отдали все Приморскому краю.
Разнарядка была на 2тренера (1-рулевой); 2 гонщика и 1 представитель команды. В качестве тренера участвовать в этих соревнованиях предложили Зубрию В. и Чуманихиной А., а детей брали со вспомогательной школы.
Зубрий отказался раз и на всегда. И тогда Алла предложила мою персону. Долго ее утверждали, и когда больше ничего нельзя было придумать, а сроки поджимали, то меня утвердили.
И началась подготовка к паралимпийским играм 1995г. в г. New- Haven США.
Алла Леонидовна сразу после нового года начала вести теоретические занятия с детьми. Это были 15 летние Ира и Дима. А дети представления не имели о парусе и яхт никогда не видели.
Но нам почему- то очень хотелось в Америку. Сходить на тренировки, чтобы дети смогли хоть какие-то понятия иметь о парусе.
В 20-х числах июня мы отправились в Москву. Нас собрали, экипировали и отправили в Америку. В свободное время мы детям немного показали Москву. Самолет был битком набит спортсменами со всех бывших республик ССР.
В Нью–Йорке нас очень даже хорошо встретили, довольно таки быстро оформили и отправили в Нью-Милфорд. Там нас расселили по семьям. Алла Леонидовна с Ирой была в одной семье, а я с Димой и Юрием Аркадьевичем (представителем) в другой семье. В той семье хозяин дома — Ойл работал инженером энергетиком на подстанции, мама – Эмили на почте, сын Джон готовился к поступлению в университет, но благодаря нашему приезду впоследствии благополучно завалил экзамены. И было еще две дочери уже замужем и при детях, но они жили в другом городе.
Вся неделя была в презентациях, разъездах, пикниках. И спасибо Джону с Эмили, которые свозили нас в Нью-Йорк и показали достопримечательности города: статую свободы, центр города и вид города с высоты 52 этажа одной из башен близнецов, взорванных в последствии и многое другое.
После недельного отдыха нас отвезли в Нью-Хэвен. Поселили в общежитиях Ельского университета, которые находились за пределами города.
Общежития представляют собой большой жилой комплекс со всеми сопутствующими сооружениями и большой автостоянкой. В общежитиях по 2 комнаты с местом для занятий, встроенный кухонный блок с эл.печкой, холодильником, совмещенным санузлом.
В автобусах нас возили на оборудованное для гонок побережье и после оформления дали жилеты, и швертбот для освоения. При нас были переводчики из числа волонтеров, которые сносно говорили на английском, но абсолютно ничего не понимали в парусе, что конечно потом сказалось на судейских разборках.
При открытии парусных гонок паралимпийских игр присутствовало молодое поколение семейства Кэннеди во главе которого стояла 96 летняя мать Джона и Эдуарда Кэннеди и которая была основателем этих игр.
Перед серьезными гонками дали «пристрельные» три гонки, на которых, как потом оказалось, мы не должны были себя показывать в лучшем виде. Но мы этого не знали и как всегда старались выступить не плохо.
Нас быстро заметили, подсадили к нам из местных парусников офицера, который на последующих серьезных гонках сидел и развлекал Аллу Леонидовну и ничего не разрешал ей делать.
Но дети все равно справились с задачей, по мере своих сил. В результате было 4-е место. И хотя лозунг у американцев: главное участие, а не победа, но они, по- моему добавляли — а Америка все равно впереди. Так оно и было: -1-е место в нашем виде заняла американская команда, где кэп был без ноги, а команда была укомплектована квалифицированными гонщиками.
Когда паралимпийские игры вышли с американского континента, то русских инвалидов чемпионов стало гораздо больше, в чем мы с вами неоднократно убеждались.
Про Америку можно еще много рассказывать, но только про то что мы видели и про тех с кем общались. А это были русские парни, которые в качестве обмена учились в Ельском университете. Это русские эмигранты, которые уехали на ПМЖ. И это были люди, которые не вернулись в Россию по окончании войны, но всегда про нее помнящие и страдающие ностальгией.
Можно рассказать, как нас возили в космический центр НАСА, и где наш Дима разговаривал с космонавтами, бывшими в то время на космическом корабле.
В общем-то мы лично съездили в Америку не зря. Для себя сделали какие-то выводы. Если участвовать в таких гонках, то необходимо серьезно готовиться и с определенным контингентом, и чтобы голова у них все таки работала.
Ну а после Америки были переходы в Японию, Корею с участием в гонках, которые там проходили. Но это уже другой рассказ.
Саломатова Татьяна Григорьевна:
В парусе с апреля 1960 года.
Суда : швертботы класса «М», «Линдай»; яхты: «Дракон», «Карелла-П».
Соревнования: по молодости
— все городские, краевые, зональные и в 1963 г.2-е место на ВЦПС(профсоюзные) в г. Москва;
Международные:
— август 1993 г. -Майдзуру и обратно –(3 р) (Япония);
— июнь 1995 г. Америка (New Haven), паранормальные игры- парус;
— август 1997 г. Касиводзаки (Япония, ях. Блюз);
— август 1998 г. То же, Цуруга;
— июль 2000-2001 г.г. переход на ях. «Надежда», «Ненси» до Хокодатте и обратно во Владивосток. Гонки Хокодатте — Ао-море (Япония) проходили на спонсорской яхте «Надия», в 2000 г. заявлена как яхт. капитан;
-Тоже, Июль 2003; 2005; 2007 г.г.
— яхта «Принцесса» ( 2007г. – 3 место)
— май 2008г. Той-йонг, ях. «Принцесса», Корея.
— октябрь, 2009 г. Корея, Пуссан, ях. «Таласса» (с 2001 по 2009 г. в заявке как старпом).
Что и подписываю: СТГ