Начала заниматься парусным спортом с весны 1958г. В то время я училась в ДВПИ на 3-ем курсе горного факультета и впервые услышала о я/к «ТОФ» на лекциях Егорова Кости по предмету «Детали машин». Он рассказывал о парусном спорте, своём яхт-клубе с таким увлечением, что мне захотелось побывать в этом яхт-клубе. Пришла и осталась в парусе, оставив спортивную гимнастику, по которой имела II разряд.
Первым моим тренером-наставником в парусе был Драгилев Жора, который ходил на драконе «Вихрь». Он не давал поблажки своему матросу.
Затем вошла в состав женской команды Шумковой Татьяны и с нею в том же году была на выезде в Одессу на Первенстве вооружённых сил СССР. Через год с нею же была в Севастополе, потом два раза в Таллинне. Гонялись на олимпийском классе «Дракон». Во всех случаях соревнования были интересными и незабываемыми – новая акватория, незнакомые именитые соперницы по классу, в их числе мастера спорта. Набирались опыта, зарабатывали разряды.
Успешно выступали на многочисленных местных соревнованиях – городских, краевых, зоне ДВ, получая титулы чемпионов.
Как и все начинающие яхтсмены, в зимний период посещала занятия по подготовке яхтенных рулевых. К экзаменам готовилась с ещё большей ответственностью, чем в ДВПИ.
Теорию закрепляли на практике. Во время ремонтных работ – устройство яхты, в походах – швартовку и снятие с якоря в разных погодных условиях, на соревнованиях – технику и тактику гонок. Всюду знакомились с морем, познавали его характер.
Многому, порой незаметно для себя, училась у одноклубников. К примеру, нравился строгий подход Коли Шиханова («Копчёного»). Он считал, что раз ты занимаешься парусом, то должен всё делать САМ, не прося о помощи кого-нибудь.
Мы трудились своим женским экипажем, вкалывали наравне с ребятами. Да и море для нас было равным в борьбе со стихией.
В последние два года ходила самостоятельно на выделенном мне драконе «Талес».
Оставила я/к в 1964г. в связи с первой моей морской экспедицией в Индийский океан на научно-исследовательском судне «Витязь». Возможно, я бы никогда не попала на «Витязь» и не стала бы морским геологом, если бы не наш яхт-клуб.
Морская закалка, полученная в клубе, очень пригодилась в морской работе на последующих 7-ми больших океанических судах, на которых в период с 1964 по 2005гг. совершила 17 рейсов. С 1995 по 2005гг. работала на Антарктиде вместе с немцами. Там же с ними совершала перелёты на вертолёте.
Таким образом, я побывала в различных уголках Мирового океана, познала красоту сказочного подводного кораллового мира, суровость и очарование величественной, чистой Антарктиды с её милыми пингвинами, тюленями, гордыми альбатросами.
Часто смотрю я на фотографии наших яхт и яхтсменов, вспоминаю всех с теплотой и очень сожалею о том, что нынешнее пошлое бизнес-время уничтожило яхт-клубы, лишив возможности молодое поколение массово приобщаться к романтике моря, учиться мужеству и жизнестойкости.
Мы были все счастливыми и гордыми людьми, у нас был отличный дружный коллектив под руководством Гайна Глеба Иосифовича – наставника и чуткого друга.
Мы не только активно гонялись в борьбе за командное первенство своего яхт-клуба, но и интересно отдыхали в походах при групповых выходах на п/о Песчаный, в район 19 км, на острова Русский и Попова. Всем клубом отмечали победы и, по возможности, юбилеи. Любимым групповым праздником был Новый год, который встречали у одноклубников, чья жилплощадь позволяла собраться вместе большим коллективом.
Спасибо всем одноклубника за школу мужества, физическую закалку, за привитый патриотизм и трудолюбие, а также – за умение распознавать людей вокруг себя, за доброту и искреннюю человеческую улыбку.
Февраль, 2007г.